Часть третья
Биохимия крови Миф № 3
Наличие кислорода в крови еще не означает, что он легко может поступить в наши клетки. Оказывается, согласно тому же учебнику физиологии, кислород может отщепиться от гемоглобина только в присутствии углекислоты (эффект Вериго-Бора, открытый 100 лет назад). Кислород в крови, связанный с гемоглобином, бесполезен. Транспортное средство (гемоглобин) нужно разгрузить. Вот таким «грузчиком» и является углекислый газ. В результате нехватки углекислоты мы имеем следующий «парадокс». Чем наше дыхание больше, тем меньше кислорода поступит в ткани. Это научный закон, совершенно игнорируемый медициной. Медики и физкультурники с упорством продолжают проталкивать идею пользы глубокого дыхания. Культ кислорода настолько засел в головах людей, что развенчать его в ближайшее время не представляется возможным. "Чем больше дыхание — тем больше кислорода в тканях» - миф номер три.
Вернемся к учебникам, чтобы подтвердить выше сказанное.
«Уменьшение концентрации углекислого газа в крови приводит к увеличению силы связи гемоглобина с кислородом». Эффект Вериго-Бора. (Кислород перестает поступать в ткани). Учебник «Физиология человека» под ред. Косицкого Г.И. 1985 г. Стр. 301.
А что будет, если попробовать дышать не воздухом, а чистым кислородом?
«Дыхание в течение нескольких часов газовой смесью с высокой концентрацией кислорода может привести к повреждению легких. У морских свинок в камере, куда при атмосферном давлении подается чистый кислород, через 48 часов развивается отек легких. Если же давление кислорода превосходит атмосферное, развивается иная форма кислородного отравления, связанная с перевозбуждением ЦНС и судорогами. Им могут предшествовать тошнота, звон в ушах и тик лицевых мышц» Джон Б. Уэст «Физиология дыхания. Основы». Перевод с англ. 1988 г. Стр. 143.
Кислород, конечно же, крайне необходим для нас. Но, чтобы в тканях не было недостатка кислорода, следует, как ни странно, не увеличивать дыхание, а уменьшать его. Уменьшать до самого минимума, при котором кровь все еще продолжает быть насыщена почти на 100%, и в то же время потеря углекислого газа уменьшится. Тогда создастся ситуация, при которой кислород будет легко освобождаться от гемоглобина и его будет достаточно не только в крови, но и в клетках, где он фактически и нужен.
Вред глубокого дыхания любой человек может ощутить (и ощущал) на себе. Достаточно несколько раз глубоко вздохнуть, (например при надувании воздушного шара), – сразу начинает кружиться голова, темнеет в глазах, появляется слабость. Студентов-медиков предупреждают, чтобы они не слишком проявляли активность, прося больных дышать глубже при прослушивании легких. Если попадется старательный больной, а студентов будет несколько, то потери сознания в виде обморока не избежать, чему я лично дважды был свидетелем.
Такие необычные явления заинтересовали ученого-физиолога Гендерсона, который провел очень поучительные эксперименты над собаками. С помощью аппарата ИВЛ Гендерсон насильно увеличивал дыхание у собак в два раза. Через 20 минут к изумлению ученого собаки у него умирали. Что же при этом происходило? Попробуем разобраться.
Глубокое дыхание ведет к увеличению выведения углекислого газа из крови через легкие. Медициной это вещество нередко преподносится как конечный, чуть ли не ядовитый продукт жизнедеятельности, подлежащий удалению, что не мешает, кстати говоря, добавлять углекислый газ в питьевую воду, где ядовитым его никак не считают. Иногда некоторую путаницу вносит неумение отличить двуокись СО2 от действительно ядовитой окиси СО, или угарного газа, что неблагоприятно сказывается на «имидже» углекислого газа.
Никогда и нигде в высказываниях медиков вы не услышите о любопытнейших свойствах этого вещества, с которых была начата эта статья.
Во-первых, это спазмолитик, т.е. вещество, снимающее спазмы с гладкой мускулатуры сосудов, бронхов, желчных путей, маточных труб, кишечника. В способности углекислоты снимать спазмы может убедиться любой желающий на себе всего за несколько минут с помощью нехитрых упражнений по накоплению этой углекислоты. Об этих упражнениях еще будет сказано. Последствия спазмов всем известны. Это инсульты, инфаркты, гипертония, запоры, астма, дискинезия желчных путей, вторичное бесплодие и патология родовой деятельности, когда рожениц заставляют глубоко дышать. Благодаря увеличенному сверх нормы дыханию мы добровольно теряем бесплатное для нас, полезнейшее вещество, чтобы заменить его сомнительными дорогими лекарствами, с подобными углекислоте свойствами, но с длинным списком побочных действий в придачу.
«Углекислота образуется в скелетной мускулатуре и относится к сосудорасширяющим веществам». (Без углекислоты сосуды спазмируются). Стр. 282. Учебник «Физиология человека» под ред. Косицкого Г.И. 1985 г
«Гладкая мускулатура большинства сосудов при уменьшении дыхания расслабляется». Уменьшая дыхание до нормы, мы улучшаем кровоснабжение тканей). Учебник «Физиология человека» под ред. Косицкого Г.И. 1985 г. Стр. 300.
Головокружение при надувании воздушных шаров возникает именно в результате спазма сосудов головного мозга. Если это головокружение игнорировать и продолжать усиленно дышать наступает потеря сознания – кровь недостаточно поступает к головному мозгу. Дальнейшее продолжение этого опасного занятия (уже с помощью аппарата ИВЛ) приводит к летальному исходу, что и было убедительно доказано в экспериментах Гендерсона.
Дальше - еще интереснее. Оказывается, углекислота (на чем настаивают ученые-физиологи) – главный регулятор рН крови (иначе КЩР – кислотно-щелочное равновесие). И при ее недостатке кровь неминуемо становится более щелочной. Причем изменить эту ситуацию с помощью употребления кислых продуктов невозможно. Это не даст сделать так называемая буферная система крови. Зачем же нам нормальный показатель рН крови? Дело в том, что скорость и направленность химических процессов зависит от рН среды. Если показатель рН в крови сместился, то пропорционально величине смещения нарушится весь обмен веществ. В результате мы получаем набор заболеваний, связанных с обменом веществ и иммунитетом. В последнем случае мы можем говорить или о слабом иммунитете, вплоть до его полного отсутствия (синдром иммунодефицита), или об извращенном иммунитете, при котором ответная защитная реакция протекает в виде аллергии. В учебнике физиологии сказано, что изменение рН всего на 0,1 - 0,2 может привести к летальному исходу. Специалисты даже мыло рекомендуют использовать только с таким рН, как рН кожи, дабы не портить последнюю. Стоит упомянуть, что в «оздоровительной» литературе существует множество некомпетентных, прямо противоположных мнений по поводу кислотности крови. Часто об этом пишут вполне достойные, но совершенно в этом не разбирающиеся люди, которые не удосужились исследовать данный вопрос, а просто пересказывают чужие непроверенные мысли. Объяснение этому простое, - желание придать наукообразность своему тексту введением соответствующих терминов.
«Количество углекислого газа в крови в значительной степени обусловливает ее кислотно-щелочное состояние. Отсюда следует целесообразность поддержания на постоянном уровне количества двуокиси углерода в артериальной крови». Учебник «Физиология человека» под ред. Косицкого Г.И. 1985 г. Стр. 307
«Длительное смещение кислотно-щелочного состояния крови всего на 0,1 может оказаться гибельным». Учебник «Физиология человека» под ред. Косицкого Г.И. 1985 г. Стр.213
«Путем гипервентиляции нетрудно добиться снижения концентрации СО2 вдвое, хотя при этом возникает алколоз (сдвиг рН в щелочную сторону), иногда сопровождающийся судорожными сокращениями мышц кистей и стоп»Джон Б. Уэст «Физиология дыхания. Основы. Перевод с англ. 1988 г». Стр.125.
Есть еще один любопытный феномен, замеченный автором этих строк при неоднократном наблюдении за больными сахарным диабетом. Во время определения сахара в крови при прокалывании пальца кровь у глубоко дышащих людей вела себя как очень вязкая жидкость, висела на пальце каплей большого размера и не собиралась отрываться. Но стоило только в процессе занятий накопить углекислоту – текучесть крови кардинально изменялась. Кровь начинала вести себя даже не как вода, а скорее как керосин, растекаясь по пальцу. Совершенно понятно, что кровообращение при таких разных ситуациях будет в корне отличаться. И не мудрено, что диабетикам в итоге приходится ампутировать ноги из-за плохого кровообращения. Недостаток углекислоты приводит к увеличению вязкости крови.
Если посмотреть кровь под микроскопом, то можно убедиться, что ее состояние очень сильно зависит от потери СО2
Слева при глубоком дыхании, справа при нормальном
Подведем итог сказанному:
1. От того, что человек увеличивает своё дыхание, кислорода в его крови больше не становится.
2. Увеличение дыхания ведет к потере СО2
3. Потеря СО2 - это потеря свойств, которыми обладает это вещество. При недостатке СО2 мы наблюдаем:
а) спазмы гладкой мускулатуры сосудов, бронхов и пр.,
б) затруднение проникновения кислорода в ткани из-за увеличения его связи с гемоглобином
в) нарушение обмена веществ
г) увеличение вязкости крови и слипание эритроцитов
Но почему мы должны думать, что дышим неправильно, слишком много? Для многих данное утверждение выглядит сомнительным. Но только не для тех, кто пробовал наблюдать и сравнивать дыхание у разных людей. При совершенно одинаковых условиях один человек может дышать в ДЕСЯТЬ раз больше другого. Это настоящее обжорство воздухом, ведущее, как и обычное обжорство, к болезням.
Как мы можем узнать, сколько в нашей крови углекислоты? Это можно сделать, купив капнограф. Тысяч за 20-40. А можно бесплатно. Существует связь между концентрацией углекислоты в крови и временем задержки дыхания после выдоха. Эту связь открыл Бутейко. Данное открытие дало возможность оперативно замерять углекислоту в крови.
Дыхание у человека увеличивается не случайно. Тому есть объективные причины. Их немало. Например, при стрессе дыхание может увеличиться многократно. У животных стресс сопровождается бегством или агрессией, т.е. движением, а значит выработкой мышцами дополнительного количества СО2. В жизни же человека стресс в сочетании с гиподинамией часто ведет к инфарктам, инсультам, началу и обострению диабета, язвы желудка и прочее… Связь с потерей СО2 очевидна. Кстати, рекомендации использовать физическую нагрузку во время стресса можно получить и от медиков. Объяснений таким рекомендациям мы, конечно, не услышим, но совет очень дельный.
Огромную роль в росте вентиляции легких играет вера в пользу глубокого дыхания. Есть и другие причины, которые приводят к привычке глубоко дышать.
На концентрацию углекислого газа в крови влияет не только потеря, но и выработка этого вещества мышцами. Отсюда вред гиподинамии.
Теперь попробуем разобрать всем известное явление, которое называется «второе дыхание». Это понятие существует на бытовом уровне. Нигде в медицинской литературе не описаны суть и механизм развития второго дыхания. Никто не удосужился попытаться разобраться в этом явлении. Мы просто знаем о нем из высказываний других людей или на собственном опыте. Медикам и даже спортивным тренерам это почему-то не интересно. И только доктор Бутейко докопался до его сути. Для человека, занимающегося «по Бутейко», или прана-йогой, этот механизм становится очевиднейшей вещью, т.к. он испытывает это второе дыхание по несколько раз в день.
В обычном понимании второе дыхание - это переход на менее заметное, менее глубокое дыхание, например у бегуна, пробежавшего определенное расстояние и продолжающего бежать в том же темпе. Разберем, почему это происходит. Во время бега вырабатываемый мышцами в большом количестве углекислый газ раздражает дыхательный центр. Отсюда увеличенное дыхание во время нагрузки. Но в силу того, что этот центр обладает способностью привыкать к изменениям концентрации углекислоты, через определенный промежуток времени он привыкает к повышенной концентрации и перестает так бурно на нее реагировать, перестает посылать сильные нервные импульсы, заставляющие нас дышать глубоко. Мы продолжаем бежать в том же темпе, но наше дыхание заметно уменьшается. Это и есть второе дыхание. Мы привыкаем к повышенной концентрации углекислоты в крови.
Вот как описывает наступление второго дыхания П.Д.Успенский, ученик легендарного Гурджиева. "Однажды я удалился в комнату, где никто не мог меня видеть, и начал шагать на месте, стараясь дышать по особому счёту, т.е. делать вдох и выдох за определённое число шагов. Спустя некоторое время, когда я начал уставать, я заметил, точнее, ясно ощутил, что моё дыхание стало искусственным и ненадёжным. Я почувствовал, что вскоре не смогу дышать в соответствии с шагами, что у меня установится обычное дыхание, конечно, ускоренное, но без всякого счёта.
Мне становилось всё труднее и труднее дышать и отмечать время, наблюдая за количеством дыханий и шагами. Я обливался потом и подумал, что сейчас упаду. Я уже начал отчаиваться в достижении каких-либо результатов и был готов прекратить упражнение, как вдруг внутри у меня как будто что-то внезапно лопнуло или сдвинулось — и дыхание стало правильным и ровным, соответствующим тому темпу, которого я добивался, причём без всяких усилий с моей стороны, и я стал получать достаточное количество воздуха. Ощущение было необычайно приятным. Я закрыл глаза и продолжал, шагая на месте, легко и свободно дышать, чувствуя, будто во мне увеличивается сила, будто я становлюсь легче и сильнее. По-моему, если бы я смог ещё некоторое время продолжать это упражнение, я получил бы ещё более интересные результаты, потому что через моё тело уже начали проходить особые волны радостной дрожи; а из предыдущих опытов я знал, что это явление предшествует раскрытию внутреннего сознания."
Для того, чтобы увеличить, или уменьшить содержание в крови СО2, нужно изменить пропорции выработки и выведения. Именно пропорции. Мало уменьшить потерю, или увеличить выработку. Часто увеличенная вырбоатка сопровождается гораздо большей потерей. Отсюда и все осложнения вплоть до летальных во время физических нагрузок. Методов накопления СО2 много, но они нередко выполняются неверно. Большинство тренирующихся совершенно игнорируют очень важные рекомендации при выполнении, например, пранаямы и вместо накопления СО2 получают потерю.
Дыхание очень непростой процесс и не имея знания и опыта, лучше в него не вмешиваться.