Вольные каменщики

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » Вольные каменщики » Эзотерика » Устройство человека


Устройство человека

Posts 1 to 11 of 11

1

Устройство человека. Поиск новых идей.

Открытие.
В 4 пути центры рассматриваются отдельно от субъекта Я. Возможно для удобства, а возможно по недоразумению.
Мне представляется, что центры (интеллектуальный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный, сексуальный) и субъект - это одно и то же.
Обоснования.
Проснувшееся Я способно наблюдать за мыслями, ощущениями и эмоциями со стороны, способно растождествиться с ними и встать в стороне. Но может ли оно наблюдать за самими центрами? Нет, не может. Но ведь они должны быть? Иначе кто создает объекты в сознании? Да, должны. В то же время субъект Я не может наблюдать и самого себя. Хотя и говорится про самоосознание. Но самоосознание вовсе не наблюдение себя со стороны, как это бывает в случае с объектами в сознании. Проснувшееся Я не может растождествиться с самим собой. Он становится самим собой, рождается, трансформируется, пробуждается в прежнем существе. И оно не может наблюдать ни само себя, ни центры.

Тут возникаеи  вопрос. Как получилось, что у человека в его обычном состоянии центры есть, (хотя они нам и не видны, мы судим об их существовании  по их работе), а Я  полностью отсутствует?
На это в Текстах говорится, что Я есть, но оно спит. Или Я рождается. Разные варианты.
Обратим внимание на то, что не только Я спит и пробуждается, есть, или отсутствует. Так же ведут  себя и центры. Они могут временно молчать. У нас может быть полное отсутствие эмоций, или временная остановка мыслей.

Ответ на все эти вопросы может быть следующим.
Но для начала нам придется сделать некоторое отступление. Когда Гурджиева спросили про механизм ночного сна, то он сказал, что это следствие исчезновения связей между центрами. Так вот. "Пробуждение Я" - это еще большее улучшение связей между ними. Отсюда и переживание единства, целостности при пробуждении. Центры начинают работать как единый механизм. О стремлении к одновременной работе как можно большего числа центров говорилось не раз и в текстах 4 пути.
Отсюда напрашивается предположение, что никакого самостоятельного Я нет. Есть субъект, состоящий из центров, работающих разобщенно, или синхронно, или временно молчащих. Можно даже говорить не о центрах, а об отдельных специфических способностях Субъекта. Эта мысль уже посещала меня, но как-то смутно. Теперь она оформилась у меня окончательно.
Я-субъект - это то, что создает ощущения, мысли, эмоции и управляет телом. Никакого другого самостоятельно существующего  Я нет. Все процессы в нас находятся под влиянием событий, происходящих вне нас.

Нынешнее понимание темы совсем не окончательное. Более того. Я не закрываю для себя возможности возвращения к Я.
В конце концов всё это только теория, от которой, правда, ожидается уточнение направления усилий. Но последнее слово остается за опытом.

Вне рамок рассматриваемого вопроса осталась только память

2

Так кто же тогда тот Наблюдатель, которому удалось растождествиться с объектами в сознании?
Выходит, мы возвращаемся к тому, от чего только что отреклись?

3

Попробуем еще раз.
Что мы имеем?
Мы имеем данность в сознании ощущений и мыслей с эмоциями по поводу ощущений.
Данность эта может быть разной.
В первой данности существуют только объекты.
Во второй данности возникает (просыпается, рождается) Наблюдатель, способный не отождествляться с объектами и переживать себя вне их, стоять в стороне.
Этот Наблюдатель может видеть все проявляения психики одновременно, а значит видеть ее противоречия и приоритеты. Если психика функционирует самостоятельно, без Наблюдателя, то она проявляет себя фрагментарно и что-то существенное может выпасть из зоны внимания.

Далее.
Судя по тому, что в нашем сознании Нечто создает ощущения-мысли-эмоции, мы можем догадываться о том, что есть какой-то источник(и), который всё это создает. С источниками полная неразбериха. Тут можно найти ум, разум, интеллект, рассудок, "включи голову", "чувствуй сердцем", эмоции идут отдельно от чувств и прочее, не всё сразу вспомнишь.
Сами источники наблюдать мы не можем. Только их продукты. Да и то не все. Есть продукты, которые остаются вне зоны внимания - работа инстинктивного центра, например.

Вопрос. Можем ли мы говорить о Наблюдателе, как источнике объектов в сознании? Или источники самостоятельны? За первый вариант - то, что ни Я-наблюдатель, ни центры не могут быть выделены нашим вниманием.
Я переживаю себя, как Наблюдателя
Я переживаю себя, как думающего
Я переживая себя, как ощущающего и чувствующего
Я переживаю себя, как Волю и Внимание
Пока что приходится склоняться к тому, что Я-Наблюдатель-субъект, освещает своим вниманием-сознанием свои же продукты. Если освещенность больше, то возникает переживание единства, целостности и пробуждения Наблюдателя. Или Наблюдатель что-то самостоятельное?

4

Вопрос не праздный, как может показаться на первый взгляд. С ним напрямую связана тема бессмертия
Бессмертие
что может оказаться бессмертным, если вообще может, а что нет

5

Выхода из поднятой проблемы пока не видно
Возможно в связи с тем, что вопрос рассматривается не в той плоскости и следует подключить четвертое измерение. Так нередко было и прежде.
Привлечение 4 измерения напрашивается само собой.
Если то, что мы называем материей, еще можно по привычке представить в разрезе времени, в настоящем, то с мыслями-эмоциями это не проходит. Они лежат во времени. Но и в этом случае проблема с центрами не решается. Где они? Что они? Самостоятельны ли они, или мысли-эмоции продукт субъекта-Я?

6

Устройство человека - это одна сторона вопроса.
Нужно понимать, как это устройство создавалось
Это знание даст обоснование предполагаемой схеме устройства.
Создание устройства подчинено приспоблению к происходящему в мире и теле.
Субъект с рождения учится влиять как на мир, так и на свое тело. Новорожденный поначалу не может управлять даже своими руками, они подчиняются рефлексам.
На мир мы влияем с помощью тела.
Тело промежуточное звено, с помощью которого мы влияем на мир.
У нас нет оснований отделять мозг от тела.
Мозг можно рассматривать, как промежуточное звено между субъектом и телом\миром
Мозг больше тяготеет быть причисленным к телу, чем к субъекту. Всё наше тело пронизано нервами. Конечные рецепторы мозга находятся в теле.

7

Мы превращаемся в героя фильма, который просматриваем.
Но далеко не все обращали внимание на то, что ровно то же самое происходит и с любым другим объектом нашего внимания. Мы в него превращаемся, отождествляемся с ним. Чтобы это обнаружить, надо быть хоть немного к себе внимательным. Человек не разделяет себя, свое Я и объект наблюдения.

А теперь сама мысль.
Мы проецируем свои ощущения вне себя. И с ними же мы отождествляемся. Это звучит довольно парадоксально. Тут даже двойной парадокс. И ощущения в сознании для нас вне нас - один парадокс. И мы сами оказываемся в картинке вне себя - второй парадокс.
Таковы условия нашего существования, таков механизм познания. Очевидно, что он несовершенен, хотя отвечает своей задаче - выживаемости. Но нам стоит поискать возможность постигать мир другим способом.

8

Что мы понимаем под «я».
Здесь можно выделить сразу несколько аспектов.
«Я пошел в магазин» - заявляем мы, подразумевая под «я» тело. При этом мы можем даже ткнуть пальцем себе в грудь, показывая, где мы.
«Я подумаю». Здесь мы мним себя мыслителем. Такая же фигня с сильной эмоции. Мы превращаемся во влюбленного, запуганного, или еще какого-нибудь человека. Наше «я» отождествляется с переживаемым.
Это один вариант.

Другой вид «я» связан с нашими действиями, ролями, профессиями, должностями.
Я-отец, я-учитель, я-водитель, я женщина, я преступник, я спортсмен, я ученый говорим мы себе и другим. Я чувствую себя отцом и веду себя как отец, если общаюсь с сыном, или директором школы. Или я прихожу к своим родителям, чувствую себя как сын и соответственно себя веду.
Роли могут меняться по несколько раз в день. Это все мелкие, временные «я».

Есть более крупное. Я – Евсютин Вадим, говорю я о себе, представляясь кому-то. Такую разновидность «я» в 4 пути назвали ложная личность. Почему ложная? Да потому что она может смениться. Мы можем взять себе другое имя. Истинной же личностью будет весь тот багаж воспитания, знания и опыта, которому мы были обучены обществом. То есть, личность, хоть и носит более основательный характер, но, тем не менее, не является нашей собственностью. Она нам дана.

Есть еще «я», которое называется сущностью. Под ним подразумевается все наши характеристики, с которыми мы родились. То есть нечто похожее на характеристику знаков зодиака. Это «я» меняется крайне трудно, но меняться может. Оно может развиваться, усиливаться и редко когда можно наблюдать  исчезновения каких-то старых черт, или появление новых, несвойственных. Сюда же можно причислить деление на сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика

И совсем другое "Я" - это Наблюдатель, субъект. Это "Я" неизменно. Оно не зависит ни от возраста, ни от профессии, ни от чего другого. Но вот только это "Я" чаще всего спит, дремлет и просыпается оно крайне редко. Это "Я" и есть мы, наша суть, наша индивидуальность, наша приватность. Про это Я будет еще сказано не раз. В том числе в свете идеи Е.Иванова о тождественности Я во времени.

9

В связи с существованием разных "я" существует и разное внимание.

Чтобы было понятно о чем речь, уточню некоторые термины. Термин "тела" и "центры" будут относится к образованиям, которых нам не видно и о которых мы судим по проявлениям. Но то же слово "тело" может быть использовано и просто для физического тела, а не для тела/центра, из которого происходит управление физическим телом. Чтобы разделить центр управления физическим телом и само физическое тело можно использовать выражение "двигательный центр", который управляет физическим телом.
Само слово "тело" довольно популярное (астральное тело, каузальное..) поэтому оно часто используется и в моих популяризаторских текстах.

Внимание  связанное с ощущениями. Например, мы следим за передвижением предметов, вздрагиваем от резких звуков.
Внимание интеллектуального тела - сосредоточение на предмете размышлений.
Внимание эмоционального тела - погружение в эмоциональную оценку объекта.

Все эти виды внимания тел могут быть как пассивными, так и активными.

Но есть совсем другой тип внимания, относящийся к главному "Я". Его можно сравнить  с лучом света, освещающим объекты сознания.  Само "Я" - это наблюдатель, а луч света, освещающий объекты, - его внимание, внимание наблюдателя, «переходящее» (освещающее) с одних объектов на другие.

Внимание "Я"  обладает особым "вкусом", отличающим его от повседневного внимания. У них только названия одинаковые.

Обычное внимание, принадлежащее телам, притягивается объектами (пассивное внимание), или может  формироваться самими телами (активное внимание), но в том, или другом случае внимание тел всегда обусловлено происходящими, или произошедшими событиями. А вот внимание субъекта самодостаточно, ничем не обусловлено и ничем не притягивается.

Обычно в жизни с волей связывают мотивацию, смыслы, желания. Но практикам-эзотерикам известно состояние чистой воли. Иногда об этом состоянии пишут как о "луче из живота" (Кастанеда), или "прожекторе из головы" (Леви), или выдумывают какие-то другие сравнения. Воля "Я", впрочем как и внимание "Я", в повседневном, отождествленном состоянии не проявляются, или сведены практически к нулю. Воля и внимание  находятся в потенциале.

Главное "Я" удобно называть при разговоре субъектом.
Если мы беремся описывать схему «существования» сознания в его повседневном состоянии, то ничего лучше, чем «субъекту даны объекты в сознании» придумать не удастся. Но когда мы опираемся на опыт растождествления, то к этой схеме приходится добавлять  новые компоненты. У субъекта есть внимание и есть воля. Воля похожа на внимание и является стадией его усиления.

10

Корнак7 wrote:

В связи с существованием разных "я" существует и разное внимание.

это неверное высказывание
разное внимание существует в связи с принадлежностью центрам
в каждый момент монут функционировать один, или несколько центров
у каждого центра есть свое внимание
Интеллектуальный центр с его вниманием к рассматриваемому материалу
Двигательный центр с совсем другим вниманием - например, вздрагивание при резком звуке, или внимание, требующееся при обучении езде на велосипеде
Эмоциональный центр с его вниманием к красивому объекту
Сексуальный центр с соответствующим вниманием

И в стороне от них внимание проснувшегося, растождествившегося Я

11

попробуем сравнить два следующим примера
1. стоимость монеты, как ее свойство, характеристика
2. ожог от внушения

что у них общего?
стоимость монеты - факт, который моментально исчезает, когда монету отменяют и может возникнуть вновь, когда монета попадает в поле зрения нумизматов

а что с внушенным ожогом?
там аналогичная ситуация, ожог может иметь место, а может не иметь

есть нечто внематериальное, которое явным образом воздействует на материальный мир
у одного и того же металлического круглого предмета есть свойство вызывать ожог, и есть покупная способность, которые в один момент могут исчезнуть


You are here » Вольные каменщики » Эзотерика » Устройство человека