Устройство человека. Поиск новых идей.
Открытие.
В 4 пути центры рассматриваются отдельно от субъекта Я. Возможно для удобства, а возможно по недоразумению.
Мне представляется, что центры (интеллектуальный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный, сексуальный) и субъект - это одно и то же.
Обоснования.
Проснувшееся Я способно наблюдать за мыслями, ощущениями и эмоциями со стороны, способно растождествиться с ними и встать в стороне. Но может ли оно наблюдать за самими центрами? Нет, не может. Но ведь они должны быть? Иначе кто создает объекты в сознании? Да, должны. В то же время субъект Я не может наблюдать и самого себя. Хотя и говорится про самоосознание. Но самоосознание вовсе не наблюдение себя со стороны, как это бывает в случае с объектами в сознании. Проснувшееся Я не может растождествиться с самим собой. Он становится самим собой, рождается, трансформируется, пробуждается в прежнем существе. И оно не может наблюдать ни само себя, ни центры.
Тут возникаеи вопрос. Как получилось, что у человека в его обычном состоянии центры есть, (хотя они нам и не видны, мы судим об их существовании по их работе), а Я полностью отсутствует?
На это в Текстах говорится, что Я есть, но оно спит. Или Я рождается. Разные варианты.
Обратим внимание на то, что не только Я спит и пробуждается, есть, или отсутствует. Так же ведут себя и центры. Они могут временно молчать. У нас может быть полное отсутствие эмоций, или временная остановка мыслей.
Ответ на все эти вопросы может быть следующим.
Но для начала нам придется сделать некоторое отступление. Когда Гурджиева спросили про механизм ночного сна, то он сказал, что это следствие исчезновения связей между центрами. Так вот. "Пробуждение Я" - это еще большее улучшение связей между ними. Отсюда и переживание единства, целостности при пробуждении. Центры начинают работать как единый механизм. О стремлении к одновременной работе как можно большего числа центров говорилось не раз и в текстах 4 пути.
Отсюда напрашивается предположение, что никакого самостоятельного Я нет. Есть субъект, состоящий из центров, работающих разобщенно, или синхронно, или временно молчащих. Можно даже говорить не о центрах, а об отдельных специфических способностях Субъекта. Эта мысль уже посещала меня, но как-то смутно. Теперь она оформилась у меня окончательно.
Я-субъект - это то, что создает ощущения, мысли, эмоции и управляет телом. Никакого другого самостоятельно существующего Я нет. Все процессы в нас находятся под влиянием событий, происходящих вне нас.
Нынешнее понимание темы совсем не окончательное. Более того. Я не закрываю для себя возможности возвращения к Я.
В конце концов всё это только теория, от которой, правда, ожидается уточнение направления усилий. Но последнее слово остается за опытом.
Вне рамок рассматриваемого вопроса осталась только память