эмоции, чувства, индульгирование
Начнем, пожалуй, с того, что заглянем в словарь по психологии, чтобы раз и навсегда разобраться с терминологией, причем по возможности не придумывая свою, а придерживаясь общепринятой. Итак, напишем несколько определений:
Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей
Чувство – высшая , культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
Оставим пока в покое чувства и посмотрим на эмоции. Из определения эмоции следует, что это элементарное переживание, неделимое на какие-то части, по крайней мере с точки зрения психологии. Эмоции могут вызываться как внутренними причинами (состояние организма или психики), так и внешними, в зависимости от ситуации и общего состояния психики. Всякое поведение сопровождается эмоциями, даже в том случае если они не проявляются внешне в явном виде из-за своей слабости или из-за того, что человек способен их скрывать. Есть и очень слабые эмоции, которые совсем не попадают в область сознания. Можно долго рассуждать об эмоциях, ибо это целый пласт психики, сопровождающие практически любой поведенческий акт, поскольку практически всякое поведение на базаре направлено на удовлетворение потребности. Эмоции – это в первую очередь отражение состояния всей психики и даже всего организма. Жизнь без эмоций точно так же невозможна, как и без ощущений, так как благодаря эмоции организм имеет возможность быстро отреагировать на изменение окружающих условий или обстоятельств. Эмоции определяют направление деятельности человека, участвуют в её стимулировании и оценке. Эмоции лежат в основе удовольствия, с помощью которого строятся основы восприятия реальности, а затем и деятельности на базаре. Эмоции служат для общения. И прочее, и прочее. Однако нам будут особо интересны 2 вещи, описанные в психологии.
Во-первых, эмоции сильно зависят от личности, а часто лежат в пределах этой личности. Например, по методике Норбекова можно усилием воли растянуть мышцы лица таким способом, чтобы изобразить улыбку, потом осанка, потом настрой и вот эта эмуляция уже вызывает «действительное» переживание! Но ведь это не действительное переживание, это реакции базарного человека на его описание базара, которые являются великолепной иллюстрацией к тому, что наши эмоции совершенно не отражают внешнюю Реальность, и могут вызываться не только (да и не столько) реальными, но и воображаемыми ситуациями.
Во-вторых, эмоцию как психологическое явление очень трудно отделить от процессов, происходящих в организме, в том числе процессов физиологических. В психологии практически нет ни одной чисто психологической теории эмоций. Всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме. В головном мозге выявлен отдел, отвечающий за эмоции – это гипоталамус. Его раздражение в определенных местах приводит к вполне определенным эмоциям.
Из выше названного можно сделать вывод, что эмоции в абсолютном своем большинстве не связаны с внешней Реальностью, а значит они являются чисто базарным явлением. Они направлены на повышение эффективности деятельности человека на базаре, при удовлетворении его актуальных базарных потребностей. Существует огромное множество самых разнообразных эмоций, которые отличаются по качеству переживания, его интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, сложности, эмоциональной окраске, влиянию на организм, и прочее и прочее.
Эмоция сама по себе, в чистом виде, существует крайне редко. Любая первичная эмоция протекает практически мгновенно и вызывает целый каскад вторичных эмоций, которые нужны (или не нужны) организму и психике в целом. Практически все вторичные эмоции вызываются личностью человека и являются чисто базарным явлением. Существует множество методик по контролю за эмоциями, которые в первую очередь направлены на подавление вторичных эмоций. Хорошо ли это? Смотря как подавлять. Эмоции-то никуда не деваются, просто вначале давятся их внешние проявления, а затем, в процессе совершенствования базарной практики, уменьшаются интенсивность и глубина самих эмоций. Вопрос только в том, зачем это нужно? Ведь эмоции показывают общее состояние психики и организма, позволяют произвести глубокие наблюдения структуры психики. Вот если заниматься этой структурой, тогда эмоции перейдут в нормальное состояние сами по себе, и не нужно ничего подавлять. Для большей наглядности можно провести аналогию с чайником. Представим такую ситуацию: мы видим, что чайник кипит, то вода из него выкипает, что её остается все меньше и меньше. Нужно что-то делать. Мы внимательно смотрим и замечаем, что из чайника вода улетучивается в виде пара. Ага, - думаем мы, - Если заткнуть носик, пар не будет выходить из чайника и воде некуда будет деваться. Потратив N лет на изготовление затычки, мы затыкаем носик. Но оказывается, что пар начинает вырываться из щелей между крышкой и корпусом. Потратив ещё N лет, мы изготовляем уплотнитель и замазываем щель. Однако давление выбивает пробку из носика. Ну и так далее. Суть Пути Знания состоит в том, чтобы не суетиться с "практиками" по поводу использования любых найденных форм, а находить ещё и ещё, смотреть как все это устроено и как все это работает, а потом просто закрыть кран на газовой плите, если таковой есть и предназначен именно для этого. А экспериментируя с паром можно и чайник взорвать...
Особняком стоят чувства, которые являются одним из видов эмоций. Как верно заметили психологи, чувство – это уже не чистая реакция психики на внешнее или внутреннее обстоятельства или состояние психики. Чувство обычно связано с определенным социальным объектом, живым существом или, реже, с каким-то предметом. В формировании чувства задействуется вся личность, со всеми её психологическими комплексами (не путать с комплексами неполноценности) и системой ценностей. Если какое-то явление в одном человеке вызовет чувство восхищения, в другом человеке то же самое явление может вызвать раздражение, брезгливость, страх и прочее. То есть чувство является вещью чисто субъективной, вызываемой эмоционально, но тем не менее само чувство живет в личности и определяется её параметрами. Практически все чувства мы сознаем, а вот эмоции часто толкают нас на действие не зависимо от сознания, о чем потом, когда эмоция схлынет, часто приходится жалеть (индульгировать). Поэтому человек может манипулировать чувствами гораздо легче, чем другими эмоциями.
Практически все чувства можно отнести к обычному индульгированию, которое определено как чувство о каком-то чувстве или эмоции. Другими словами индульгирование – это такая эмоция, которая возникает в пределах личности из-за её неправильности. Например у вас возникло чувство страха высоты. И уже после того, как вы отошли от края крыши, у вас начинаются такие мысли «может быть я – трус», «это нехорошо», «нужно преодолеть себя», «это стыдно» и прочее в этом роде. Такое индульгирование можно назвать злостным, то есть эта такая вещь, которая вообще не нужна, даже на базаре. А ведь люди могут целыми неделями, а то и годами переживать о событии, которое уже давно закончилось и ничего исправить нельзя. Зачем это нужно? Ну можно подумать об этом день, ну два. Записать в тетрадочку какие-то мысли, конструктивные выводы и прочее. Зачем же разрушать себя? Но человек на базаре совершенно не знает себя самого. Если попробовать выследить чувство боязни высоты, то обнаружится, что и это чувство является индульгированием (хотя и не злостным), так оно возникает от психических комплексов, сидящих глубоко в личности или даже в подсознании, например, оно может вызываться полученной в детстве и давно уже забытой травмой при падении с высоты, или косвенными вещами. Реально под понятие индульгирования попадают практически все чувства, ибо они, по определению, являются культурно обусловленными, то есть средой их возникновения и обитания служит личность самого человека. А личность это чисто базарное образование, которое развивается в человеке с самого детства и имеет только одну цель: эффективное существование и служение базару. Другими словами, индульгирование даже полезно для базара, если оно не слишком злостное. Впрочем даже злостное индульгирование полезно для развития чувствительности и чувственности.
Именно по этому на базаре принято культивировать чувства. Причем чувствами мы называем все подряд, в том числе и эмоции. И правильно, так как эмоций в чистом виде человек на базаре вообще не замечает в связи с тем, что они мгновенно исчезают под напором вторичных эмоций и чувств, то есть индульгирования. Чувства и эмоции в чистом виде встретить довольно трудно (разве что эмоции предельной интенсивности и глубины), так как они обязательно смешиваются с различного рода индульгированиями и получается культурно обусловленная мешанина, в которой уже невозможно понять что и откуда пришло.
А разобраться очень интересно. Тем более, что многие отождествляют с чувствами себя самого, замещая в себе духовное начало на простую обывательскую чувственность. Начнем с того, что все чувства, доступные обывателю, являются отрицательными, хотя очень многие из них имеют положительную или нейтральную (по критерию удовольствия) форму. Не верите? Приведу пару простых примеров. От радости можно умереть – "это установленный медициной факт" (c) О.Бендер. Если человек сильно обрадуется, то он рискует получить инфаркт, который и может привести к летальному исходу. Такие случаи не редкость в медицинской практике, хотя обычно дело обходится «слезами радости» или подпрыгнувшим давлением. Значит радость является чувством, имеющим положительную форму при умеренной интенсивности, но отрицательные корни, которые проявляются в экстремальных ситуациях при сильной глубине этого чувства.
Или посмотрим на любовь. Ревность всегда сопутствует любви, но идет это чувство от частнособственнического начала, которое сильнейшим образом интегрировано в любовь. Говорят, что «от любви до ненависти один шаг», что это? Почему мы так ждем и так беспокоимся за любимого человека, когда он где-то задерживается, а когда он приходит, начинаем на него злиться и орать, что он должен был позвонить и прочее. Куда девалась любовь? Она плавно трансформировалось в раздражение, самосожаление, оскорбление и прочее. У обывателя любовь на 99% состоит из индульгирования. Человек нуждается в защите, хочет о ком-то заботиться, иметь детей, дом, семью, опору в старости, с кем-то поговорить, заняться сексом, защитить себя социально и материально, ну и прочее в этом духе. Любовь вытаскивает на поверхность сознания такую кучу всевозможных индульгирований, что саму любовь среди них уже невозможно найти. Корни практически всех индульгирований идут от собственной важности, страха и жалости к себе, но в сознание попадают только те формы, которые принимают эти вещи при взаимодействии с различными психическими комплексами личности.
А маски, которые мы одеваем? Вспомните:
- Ну как ты?
- Отлично. А ты?
- Отлично!
Это типичный американский диалог, над которым смеется вся Россия. Это лицемерие, возведенное в ранг культуры общения, этикета и прочего. Постепенно это настолько интегрируется с личностью, что собственная непосредственная чувственность просто загоняется на задворки души. Человек подстраивает все своё восприятие так, чтобы воспринимать окружающую жизнь в соответствии с правилами, принятыми в обществе.
Я мог бы и дальше приводить примеры, но не буду, так как я не телепроповедник. Вы не верите, что все ваши чувства отрицательны? Это ваши личные проблемы. Пока просто представьте себе, что это так. Если же вы не можете это даже допустить, то есть повод задуматься об отсутствии гибкости вашего мышления.
Положительные формы эмоций и чувств настолько интегрированы в нашу личность, что вся деятельность человека на базаре уже не мыслима без критерия удовольствия. Мы всегда стремимся к удовольствию, и избегаем того, что удовольствия не приносит. В психологии известен опыт, когда в центр удовольствия в головном мозге крысы вживляли электрод и выводили на педаль. Очень быстро крыса понимала, что можно получать кайф, если просто давить на педаль. И она постоянно давила на эту педаль, и этот кайф, получаемый от центра удовольствия, настолько заглушал все остальное, что крыса забывала даже о еде, стоящей рядом с педалью. Она давила и давила на педаль, пока не умирала от истощения. Человек на базаре очень сильно напоминает эту крысу, только «педаль» у нас значительно сложнее и проявлена в виде положительной формы самых разнообразных эмоций (секс, еда, власть, зрелища, обладание и прочее и прочее). И люди всю свою жизнь на базаре ищут эти педали и давят, давят, забывая о пище духовной.
Самое плохое, что все эти отрицательные по сути чувства довольно разнообразны в своих положительных формах. При достаточном навыке (а этот навык можно развить очень быстро), можно научиться вызывать в себе такие чувства, которые ну никак нельзя представить себе в отрицательном свете. Например, чувство тотального спокойствия и блаженства. Или что-то типа того. Личность очень легко может ввести в заблуждение, просто подставив какие-то новые необычные чувства с положительной формой восприятия. Тогда обыватель радостно называет их «высшими» или «божественными» и начинает культивировать их, наивно полагая, что занимается развитием своей духовности.
Я не даю никаких практических рекомендаций, тут уж «каждый буратино сам себе дровосек», выбирайте что хотите. Однако, если вы захотите убрать в себе хотя бы разного рода индульгирования, которые не только не нужны, но даже вредны с точки зрения обычной психологии и морали на базаре, и если вы подойдете к этому с ясным сознанием, то легко заметите, что все то, что вы считали чувствами является таким же индульгированием. При этом не нужно бояться, что убрав в себе влияние индульгирования можно стать бесчувственным чурбаном. Конечно, всякое бывает (особенно, если это всякое применять совсем без головы), но в данном случае индульгирование уступит место чистым чувствам и эмоциям. Главное ни на секунду не забывать, что все чувства отрицательные. И те, которые вы убираете, и те которые появляются в замен, даже если они выглядят очень и очень положительно. Кроме того, не нужно бороться с самим индульгированием, так как оно есть следствие, а не причина такого состояния психики. Нужно психику менять, личность, тогда и индульгирования исчезнут, так как для них не останется почвы.
Гораздо интереснее рассмотреть что такое эмоции. Вспомните фильм «Пятый Элемент». В нем совершенный идеальный воин представлен в виде очень чувственной женщины. В самом деле, первичные эмоции представляют собой наши реакции на мир, которыми мы обладаем по мимо информационных (вторая сигнальная система) и сенсорных каналов (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание). Первичные эмоции являются чисто чувственными реакциями на Реальность. Мы их уже давно забыли, а ведь там была интуиция, нормальный страх смерти (как помощник), экстрасенсорные возможности и прочее, и прочее. Есть даже то, что пробивает все наше индульгирование, например совесть. Все это есть эмоциональная часть Эмоционального Центра (ЭЦ), вещь очень серьезная. А ведь есть ещё и Высший ЭЦ !
Есть кучи всяких методик по развитию всякого рода чувствительности. В принципе, любые эзотерические (или псевдоэзотерические) действия связаны с ЭЦ, поэтому даже если не осознавать того, что делаешь, все равно есть шанс, что количественные изменения приведут к качественным. Все так и делают. Более того, я совсем не уверен, что принадлежность к мезотерическому кругу (или хотя бы Знания из него, про которые я говорю), сделают ваши практики более эффективными. Дело в том, что эти знания (которые вы видите в виде знакомых вам букв) не являются Знаниями в эзотерическом смысле. Для того, чтобы извлечь Знания из обычной вербальной информации, нужно много что иметь и много что уметь, причем не в виде результатов различного рода практик. Об этом я буду говорить более подробно чуть позже. А сейчас достаточно сознать и понять простой вывод: все чувства и вторичные эмоции являются обычным базарным индульгированием. А первичные эмоции тоже в своей основной массе служат нам для эффективного существования на базаре, и тоже являются базарными вещами. Поэтому все эмоции и чувства – это базар. Исключением являются реально по Сути положительные эмоции, которые на базаре не встречаются в чистом виде. Я не видел ни одного человека, который бы ощущал эти эмоции и нуждался бы при этом в чтении данного текста. Зато я видел кучи людей, которые называли положительными эмоциями любые эмоции ,отрицательные по сути, но положительные по форме, и «духовными практиками» вывод в область сознания всяких необычных эмоций, причем даже не первичных. Различные манипуляции с первичными эмоциями, так же как манипуляции с несознаваемыми ощущениями, являются неиссякаемым источником базарной практики, выдаваемой за эзотерику, духовность, магию, Путь и прочее.