Эта тема посвящена статье http://intelros.ru/pdf/eps/2010_04/17.pdf (копия на Сайте Лотоса «Сотворение мира вниманием»)
Просьба к участникам диспута: прежде, чем приступить к обсуждению прошу 2-3 раза прочесть статью.
Кому будет мало, может прослушать лекцию из курса Общей Психологии которую читает лауреат премии им. Ломоносова профессор МГУ В.В. Петухов.
https://www.youtube.com/watch?v=FhdIhMJNS7M
https://www.youtube.com/watch?v=1lxkboSKhpk
https://www.youtube.com/watch?v=7mylEQNT87I
https://www.youtube.com/watch?v=wJyyZFw0304
Еще настоятельно рекомендую ознакомится с четвертым томом психологии М. В. Фаликман В Н И М А Н И Е Москва ACADEM'A (2006)
«Сотворение мира вниманием»: подступы к проблеме
Е.В. ЗОЛОТУХИНА-АБОЛИНА
Статья посвящена проблеме «сотворения реальности» вниманием: автор обращается к ряду психологических, социологических, эзотерических и психотерапевтических подходов, в основе которых лежит идея избирательного построения образа мира человеческим вниманием. Статья выступает как методологическая предпосылка для
последующего рассмотрения «сотворения вниманием» субъективной и интерсубъективной межличностной реальности.
Ключевые слова: реальность, внимание, конструктивизм, интерсубъективность. Эта статья посвящена тому, как наша
способность внимания буквально творит мир, воспринимаемый в качестве реального, творит реальность. Приступая к теме, я заведомо отмежевываюсь от позиции Ж. Лакана, который полагает, что реальное всегда остается для нас недостижимым, выступает неким загадочным фактором, который всегда так освоен и преобразован сознанием, что к нему самому у нас нет никакого доступа. Отсюда – тоска по реальному, по тому, что принципиально не дано.
Собственно, идея реальности как того, что сразу же осваивается чувствами и рассудком и подается нам в уже трансформированном виде, содержится у И. Канта, хотя Кант в отличие от авторов ХХ в. отнюдь не стоит на позиции страдания, взыскующего прикоснуться к недоступному нечто. Напротив, как мы помним, он предполагает наличие в мире «вещей самих по себе» такой прекрасной возможности, как свобода. Он также соотносит реальность, данную чувству и уму, и ту реальность, которая, не являя себя, лишь будит в нас чувственные переживания и предполагает прекрасную возможность невынужденной нравственности. Сознание так или иначе касается их обеих, и от этого реальность как таковая не исчезает, а, напротив, поворачивается для нас разными своими гранями. Наш поиск как раз и будет идти именно в сфере доступного для человека, поскольку, согласно заявленной теме, мы в немалой мере сами создаем ту реальность, в которой обитаем.
(ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2010 Т. XXVI № 4 177)